Миллисекунды также имеют решающее значение в мире гоночных симуляторов. Почему? Чтобы любой симулятор хорошо выполнял свою работу, он должен казаться как можно более реальным, настолько убедительным, насколько это возможно. Латентность — задержка между тем, что что-то происходит, и тем, что человеку, “сидящему за рулем”, сообщают, что это происходит, — является врагом гоночных симуляторов, поскольку она разрушает иллюзию реализма.
Теперь большинство хороших симуляторов домашних гонок — даже высококлассных, роскошных, таких как потрясающий Prodrive (разработан Иэном Каллумом, бывшим директором по дизайну Jaguar, не меньше) — имеют задержку около 50 миллисекунд и более. Звучит довольно заманчиво, но, добавляя эти 50 миллисекунд к времени реакции среднего гонщика Формулы-1 (200 миллисекунд), вы увеличиваете время реакции на 25 процентов.
Более того, отключение, которое эти начальные 50 миллисекунд оказывают на опыт вождения, каким бы незначительным оно ни было, обнаруживается мозгом, что является одной из основных причин, по которой вождение гоночного симулятора, хотя и является развлечением, обычно и близко не подходит к реальному.
Здесь в гонку вступает Dynisma. Компания Dynisma, расположенная на окраине Бристоля, на западе Англии, была основана в 2017 году бывшим инженером и экспертом по симуляторам McLaren и Ferrari Формулы—1 Эшем Уорном — не только для улучшения гоночных симуляторов, но и для обслуживания все более важной роли, которую sims играют в разработке дорожных автомобилей для индустрии, которая тратит 7 миллиардов фунтов стерлингов (около 8,8 миллиарда долларов) в год на физические прототипы. Чем лучше симы, тем меньше прототипов — значит, экономятся деньги.
Но чтобы убедить команды Формулы-1 отказаться от своих собственных сверхдорогих, изготовленных на заказ, собственных симуляторов, а также убедить производителей автомобилей использовать технологии Dynisma для оттачивания потенциальных дорожных автомобилей, Уорну и его команде пришлось разработать сложный симулятор вождения, который мог бы резко сократить задержку до такой степени, что мозг вообще не сможет различать задержки.
Используя, среди прочих разработок, стойки и двигатели со сверхнизким коэффициентом трения, Dynisma снизила задержку в симуляторе с обычных 50 миллисекунд до всего лишь 3 миллисекунд. Эффект заключается в том, что ваш мозг воспринимает события такими, какие они происходят на самом деле. Такая скорость также означает, что ощущения от дорожных ударов, таких как наезды на бордюр, передаются быстрее, чем могут успевать даже проекторы с частотой 240 Гц.
Пропускная способность — еще одно важное улучшение для Dynisma. Симуляторы самолетов не требуют ввода очень высоких частот (если только полет не проходит совсем уж неудачно), но автомобили сталкиваются с лежачими полицейскими, полосами дребезжания, пилообразными бордюрами, кошачьими глазами и так далее. Это означает, что симулятор должен вибрировать на очень высоких частотах со сверхнизким трением и без отдачи, чтобы быть максимально реалистичным.
Благодаря жесткости приводного механизма Dynisma, отсутствию трения и даже весу основания симулятора пропускная способность его системы достигает 100 Гц, что предположительно на 50 процентов лучше, чем у конкурентов. Эта штука может даже реалистично передавать избыточную поворачиваемость в режиме реального времени, позволяя водителям почувствовать, когда задняя часть автомобиля вот-вот съедет, а не сразу после того, как это произойдет.
Результат — воплощение передовых технологий. Новый тип симулятора вождения, который настолько хорош и реалистичен, что теперь используется командой Ferrari F1 team. Но такое новшество обходится недешево. Стоимость Dynisma rig venture превышает 12 миллионов долларов, если вы проверите все из списка спецификаций, включая 4K LED-экран с разрешением 360 градусов и 240 кадров в секунду и соответствующий аудиопакет. Мы протестировали пакет услуг начального уровня стоимостью почти 2 миллиона долларов.
Если вы хотите увидеть, как WIRED справилась с таким подавляющим набором, посмотрите видео выше, где, к нашему стыду, вы также увидите, как профессиональный гонщик и гонщик pro sim Джордж Бутби показывает нам, как это делается на самом деле, гоняя по сверхточной симуляции трассы гран-при Монако.
Однако скажем, что впечатления были ошеломляющими — в отличие от любого симулятора, с которым мы когда-либо сталкивались. Вы чувствуете 5-миллиметровые ступеньки в асфальте через сиденье; повороты приближаются с пугающей скоростью; ваш пульс достигает 200; когда вы разбиваетесь, вы испытываете неподдельный, ощутимый страх, что вот-вот закончите свои дни. Если это и есть то, что значит управлять машиной Формулы-1, мы больше не хотим в этом участвовать и снимаем шлемы перед теми храбрецами, которые занимаются этим по-настоящему, зарабатывают на жизнь.
Для тех из вас, кто считает себя настоящими гонщиками и хочет опробовать оборудование Dynisma, есть хорошие новости. Прямо сейчас Уорн и его команда работают над “уменьшенной” потребительской версией своей установки стоимостью 12 миллионов долларов, которой вы сможете владеть и пользоваться дома. Они хотят достичь отметки в 600 000 долларов и говорят, что все идет хорошо, он должен быть готов через 18 месяцев.
Да, по общему признанию, это все еще безумно дорого, но если он хотя бы наполовину так хорош, как потрясающий текущий гоночный симулятор Dynisma, одобренный формулой F1, это будет стоить каждого пенни.